Время Рождественского поста — это ровно 40 дней. Пост начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 6 января включительно. В ночь на 7 января христиане заканчивают поститься и встречают вершину поста, его главную цель и смысл — Рождество Господа нашего Иисуса Христа. В каждом посте, в том числе в Рождественском, существует заговенье, иначе — канун поста. Заговенье Рождественского поста приходится на 27 ноября, это день, в который Православная Церковь вспоминает жизнь святого апостола Филиппа. Именно в честь него Рождественский пост еще именуют Филипповым (по-народному Филипповки). Если заговенье попадает на однодневные посты (среду или пятницу), то оно перемещается на предыдущий день.
Зачем нужен Рождественский пост
Рождественский пост — это время для возрастания в Боге, для усердной молитвы и добрых дел. Все ограничения, которые верующий человек накладывает на себя добровольно — гастрономический пост, отказ от развлечений — нужны не как самоцель, не как своеобразное аскетическое упражнение, а как подготовка к великому празднику — Рождеству Христову. Радостному дню, когда Иисус Христос родился от Девы Марии, когда весь мир ликует, приветствуя Спасителя. Мы постимся, чтобы войти в этот день чистыми, свободными от суеты и всего, что вредит нашей душе.
Календарь питания: что можно есть в Рождественский пост
Рождественский пост — строгий. В этот период православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продуктов и от яиц. По поводу вкушения рыбы есть правила разной строгости. Согласно самому мягкому уставу, рыбу можно есть во все дни, кроме среды и пятницы. В среду и пятницу также нельзя пить вино, а пищу надо есть без масла — это называется сухоядение.
На Рождественский пост приходится Новый Год. Православным христианам лучше в этот светских праздник не отходить от поста. При это ни в коем случае не надо осуждать родных и друзей, которые, в отличие от вас, не постятся. Лучше поставить на новогодний стол и постные, и скоромные блюда, чтобы сохранить мир в семье и своим осуждением не отвратить домочадцев от веры.
Кроме того, даже соблюдая все гастрономические строгости поста, надо не забывать, что эти сорок дней в первую очередь — для духа, а не для тела. И одни ограничения в еде — без духовной работы, без искренней молитвы, без помощи ближним — не принесут добрых плодов.
История Рождественского поста
Рождественский пост христиане начали выделять как отдельный и многодневный с IV века. Мы находим упоминания об этом посте в трудах блаженного Августина, святителей Амвросия Медиоланского и Льва Великого.
Сорокадневным пост стал после собора 1166 года, который состоялся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле.
Что такое Рождественский сочельник
Последний день Рождественского поста называют Сочельник. Это слово произошло от названия блюда — сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, чечевицы или риса в память о посте пророка Даниила и трех отроков, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан 1, 8). Этих святых православные христиане молитвенно вспоминают как раз перед праздником Рождества Христова.
По церковному уставу сочиво едят вечером 6 января после полного воздержания от пищи в течение всего дня.
До какого события продолжается Рождественский пост?
О том, до какого события продолжается Рождественский пост, мы можем догадаться из самого его названия. Рождество — вот точка, в которой заканчивается этот долгий сорокадневный период. Длится этот пост с 28 ноября до 6 января включительно.
7 января Православная Церковь празднует Рождество Иисуса Христа, великий праздник, который напоминает нам о дне, когда Спаситель пришел в мир — родился от Девы Марии в городе Вифлееме.
Рождественский пост детям
Рождественский пост детям – это особая, очень деликатная тема. Каким будет детский пост, нужно отдельно решать для каждой православной семьи. Лучше всего это делать вместе с духовником, который знает и родителей, и ребенка, и может дать духовный совет, что будет полезно, а что нет.
Поститься по всей строгости монастырского поста детям не нужно. Ведь в чем главный смысл Рожественского поста? В подготовке к Рождеству Христову, в воспитании души. Зачастую гораздо лучше договориться с ребенком о том, что в пост он, к примеру, будет есть меньше сладкого и не будет смотреть телевизор. Такое ограничение будет гораздо большим подвигом для малыша, и подвиг этот будет иметь более глубокий смысла, чем отказ от мяса, например.
Рождественский пост и Новый год
Рождественский пост и Новый год – как совместить эти два праздника, церковный и светский? Этот вопрос волнует многих, особенно если в семье есть дети, которые ждут Нового года, елки и подарков с гораздо большим нетерпением, чем взрослые, и которым будет трудно понять, если родители категорично скажут: «У нас пост, нам нельзя праздновать Новый год».
Да, с одной стороны, православным христианам полезно в Новый год не бросать пост, продолжать соблюдать ограничения в еде. Ведь Рождественский пост длится до 6 января включительно, и новогодний стол, ломящийся от вкусных яств, мало соответствует аскезе и вдумчивому пути поста.
Но постящемуся стоит соблюдать меру во всем и ко всему подходить по-христиански. Если в семье есть и верующие, и неверующие, ни в коем случае не стоит вносить раздор в дом, осуждать близких людей, которые не постятся. Ссора перед столом с едой, которую готовили с любовью, может свести на нет все духовные победы, которые совершил постящийся. Лучшее средство решения вопроса, как провести Новый год, если ты постишься, а родные и друзья нет, – поставить на новогодний стол и постные, и скоромные (не постные) блюда. Кстати, подготовка двух столов – это прекрасный «постный» поступок, ваша добрая воля, ваше смирение перед тем, что каждый человек волен сам выбирать, поститься ему или нет.
То же касается новогоднего веселья — уличных гуляний, катания с горок на санках, фейерверков и хороводов вокруг елки. Если дети и взрослые радуются, если для первых это волшебная сказка, а для вторых — сладкое напоминание о детстве, в этом нет ничего дурного. Конечно, в Рождественский пост, как, впрочем, и в любое другое время, нельзя предаваться «недоброму» веселью, в том числе пить алкоголь без меры.
Подготовка к Причащению в Рождественский пост
Подготовка к Причащению в Рождественский пост, по сути, не отличается от обычной подготовки к этому Таинству. Но есть в ней и свой, особый смысл. Когда христианин находится в процессе подготовки к великому празднику, когда он день за днем настраивается на духовный лад, когда ограничивает себя в еде и удовольствиях, Причастие часто становится еще глубже, еще важнее для него.
О Причастии Рождественский постом прекрасно сказал в проповеди митрополит Сурожский Антоний: «Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост — это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божия, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям — и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни».
Соборование в Рождественский пост
Соборование в Рождественский пост — явление более редкое, чем соборование в пост Великий. Как правило, соборование совершается раз в году, и именно в Великий пост.
Соборование — это молитвословие, в котором мы мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. Именно забытых, в этом, в частности, смысл соборования, то, что отличает его от Таинства Причащения.
Соборование называется так потому, что для его совершения собираются несколько священников. Как говорит требник, священник должно быть семь, но, конечно, бывает, что и один священник все совершает. Важно, что соборование совершается не только над болящими, оно важно и полезно для каждого православного христианина.
Cуть рождественского поста
Суть Рождественского поста, безусловно, состоит не только в ограничениях в еде, хотя они тоже важны. Начиная с поста гастрономического, телесного, христианин продвигается в духовном делании – учится быть ответственным за свою жизнь через сознательное самоограничение. Пост в еде – не самоцель, а лишь средство к возрастанию во Христе, еще один шаг к Господу и исполнению Его заповедей.
Рождественский пост еще называют Филипповым, а в просторечии Филипповки. Почему Филиппов? Дело в том, что канун поста (который называют заговенье) выпадает на день памяти святого апостола Филиппа – 27 ноября по новому стилю.
Это православный пост, который был установленн в честь одного из величайших событий в истории нашей веры – Рождества Христова, дня, когда Спаситель пришел в мир, чтобы раз и навсегда преобразить его и каждого из нас.
Рождественский пост длится с 28 ноября по 6 января включительно – по новому стилю. Это последний многодневный пост в году, который завершает календарный год и готовит нас к Рождеству. Этот пост продолжается сорок дней, как и Великий пост. Кстати, именно по этой причине его тоже, как и Великий, называют Четыредесятницей.
Чтобы лучше понять суть Рождественского поста, каждому христианину стоит прочитать тропарь и кондак праздника Рождества Христова, а еще лучше – изучить всю праздничную службу, не забыв про перевод с церковнославянского – чтобы, действительно, понимать, о чем поется в храме.
Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу Правды
и Тебе ведети с высоты востока:
Господи, слава Тебе! Перевод:
Рождение Твое, Христе Боже наш,
дало миру свет разума,
Служащие звездам (волхвы)
от звезды научились
поклоняться Тебе, Солнцу Истины,
и Тебя познать с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3-й:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит:
ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. Перевод:
Дева сегодня Пресущественного рождает,
и земля пещеру Неприступному дает:
Ангелы с пастухами прословляют,
волхвы за звездой путешествуют:
ради нас родилось молодое Дитя, превечный Бог.