Это праздник небесный. Мы его мало можем и понять. Праздник для ангелов. Они встречают своего Царя в человеческом теле. Церковные песнопения в этот день заполнены ангельскими восклицаниями: «возьмите врата князи ваша» — поднимайте, врата небесные, свои затворы выше, принимайте Царя славы. Ликуйте, ангельские чины, передавайте из рук в руки Победителя смерти на щитах победных «дориносима чинми, Аллилуя».
Господь Бог, создавший вначале бесчисленные сонмы ангельские, оделил их богоподобными свойствами и дал свободу в подчинении Ему. И самый светлый Ангел искусился и в мысли своей вознесся выше Бога, — уничижил Его в сердце своем. И в этот самый момент был он низвергнут с неба. Архангел Михаил сразился с Денницей, и Христос увидел, как сатана ниспал с небес, как молния, в преисподнюю (Евангелие от Иоанна). И все воинство ангельское разделилось: одни, так же, как Денница, обратились в демонов, а оставшиеся верными получили милость от Бога навеки остаться Ему верными. Они утвердили навсегда свою волю к добру, а демоны наказаны навсегда пребывать во зле.
И вот, в день Вознесения, страждущий Христос, только что восставший из гроба, является в небесных обителях. В этот момент ангельские сонмы уже знали, что наивысшая слава и подвиг Сына Божия и есть Его уничижение до креста за спасение рода человеческого. В лице Христа они встречали на небе весь род человеческий, Первенца от него. Они ликовали, что поредевшие после отпадения соратников ряды слуг Божиих восполняются ныне приобщением к небожителям множества от сынов человеческих. И еще более торжествовали они победу над сатаной, который, будучи низвержен с неба на землю, по зависти обольстил первых людей. И еще более восхваляли они дивный Промысел Божий, что Он восприял в Свое общение человеческое естество; что на небе, среди бесплотных обитателей его, появился человек во плоти, Иисус Христос. Много веков уже они созерцали с небес, как человечество мучилось, заключенное в свою плоть, в которой царствовал иной закон, чем закон духа. А теперь плоть снова приобщилась законам духа. Примирено враждующее, восстановлено падшее, залечена тысячелетняя рана всего человечества. И еще более воспевали ангелы Бога за то, что соединено небо с землею и открыт доступ в небо исстрадавшимся сынам человеческим и что теперь ангелы могут непрестанно возносить в небеса все новые души человеческие. Воистину небеса исполнились радости и веселия — и все ангельские силы непрерывно восклицали: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение».
Как радовалась земля в день рождения Христа, в день воплощения Сына Божия, так возрадовалось ныне небо в день «рождения» Христа на небе, в день Его появления в человеческом теле среди бесплотных. Тогда Сын Божий стал Человеком, теперь человек стал богом. Тогда Ангелы удивлялись, видя унижение Сына Божия, теперь они удивляются возвеличению Сына Человеческого. Тогда слава Сына Божия — в несвойственном Ему уничижении, ныне Его слава — в высоте Его положения. Небо и земля, начало и конец, Альфа и Омега — все соединилось. Слава воссияла в унижении, унижение стало славой. Сын Божий унизился, чтобы возвысить человека. Он сошел на землю, чтобы взять на небо человека. А во Христе весь человеческий род обожился, вознесся на высоту и сел во Христе одесную Бога. И все силы небесные радостно восклицали: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение».
Архимандрит Афанасий (Нечаев)
|