Эта Неделя — середина Великого Поста. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период Поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.
Возникает закономерный вопрос — почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, — все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а Самому Христу, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас.
Чтобы исцелить повреждения, которые грех внес в природу человека, Господь в Своем воплощении принимает на Себя нашу природу, а вместе с ней и повреждения, которые в учении Церкви названы как страстность, тленность, смертность. Не имеющий никакого греха, Он принимает эти последствия греха добровольно, чтобы исцелить их в Себе. Но ценой такого исцеления была смерть. И на Кресте Господь заплатил ее за всех нас, чтобы потом силою Своего Божества воскреснуть и явить миру обновленную человеческую природу, уже не подверженную смерти, болезням и страданиям. Поэтому Крест является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.
Одно из песнопений, звучащих в Церкви на Крестопоклонной неделе, на современном русском языке звучит примерно так: «Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кличем к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»
Особенности богослужения: Утром — литургия Василия Великого. Вечером возможна пассия — особая служба воспоминаний Страстей Христовых. Пассии не входят в список обязательных богослужений, но во многих храмах традиционно совершаются в четыре (по количеству Евангелий) воскресенья Великого поста. На второй пассии принято читать главы 14 и 15 Евангелия от Марка.
Дни памяти: Обретение Честного Креста Господня и гвоздей святой царицей Еленой в Иерусалиме. Около трехсот лет на том месте, где был распят Господь, собирались для исполнения своих обрядов язычники. Только при императоре-христианине Константине гонения на верующих прекратились, и мать императора отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господень.
Пост: В воскресный день позволительны некоторые послабления. По монастырскому уставу они заключаются в добавлении к пище растительного масла и небольшого количества вина. Миряне сами определяют меру своего воздержания, посоветовавшись со священником.
|