Еще за 5 лет до кончины Серафима Саровского художник Серебряков (позже ставший иноком Иосифом Саровской пустыни) написал с натуры портрет старца. С этого портрета позже стали писать иконы преподобного Серафима.
***
Серафима Саровского часто изображают молящимся на камне: во время своего затвора он тысячу ночей провел в молитве, стоя на коленях на валуне и почти не сходя с него. В своей келье он поместил еще один камень, на котором отдыхал днем. Эти камни сохранились и по сей день и находятся в Дивееве.
***
До наших дней дошла история о том, что преподобный Серафим написал письмо “четвертому государю, который приедет в Саров”, и этим государем оказался Николай II. Император, прочитав его, горько заплакал. Содержание письма неизвестно, ни оригинала, ни копий не сохранилось.
***
Духовные наставления преподобного Серафима были записаны Николаем Мотовиловым, помещиком, исцеленным Серафимом от тяжелой болезни. Наиболее распространенный и цитируемый фрагмент записок Мотовилова — беседа «О стяжании Святого Духа». В ней святой Серафим говорит о стяжании Святого Духа как о главной цели жизни христианина. Лучшим способом для стяжания Духа святой Серафим считает молитву. Также и все дела в жизни, совершаемые ради Христа, Серафим считает средствами к получению Святого Духа и спасению. Дела, совершаемые не ради Христа, благодати не приносят. В разговоре с Мотовиловым святой Серафим сравнивает стяжание Святого Духа с накоплением земных благ — денег и прочего. Только если деньги не имеют никакой ценности в вечной жизни, то духовные накопления — это самое ценное приобретение, которое может сделать человек.
***
Святого всю жизнь сопровождали многочисленные чудеса и видения. Еще в детстве он был чудесно спасен от смерти – остался невредим, упав с колокольни. Несколько раз он чудесно исцелялся, приняв Святое Причастие и приложившись к чудотворному образу. Много раз ему являлась Пресвятая Дева Мария в сопровождении святых, исцеляя его и благословляя на те или иные дела.
***
Всякого пришедшего к нему старец приветствовал словами: «Радость моя, Христос воскрес!».
Еще одним любимым выражением преподобного Серафима было «Стяжай Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
***
Почитание преподобного Серафима Саровского началось сразу после его кончины в 1833 году. Со всей России к его могиле стекалось множество людей — с горем и печалью, с просьбами и благодарностью. Однако при таком массовом почитании официальная канонизация состоялась только в 1903 году. Срок не маленький — почти целый век. Иименно Николай II всем наперекор настоял наконец на его немедленной канонизации
Торжественная процессия с мощами преподобного Серафима Саровского, возглавляемая императором Николаем II. 1903
***
Однажды, когда преподобный жил отшельником в лесу, на него напали грабители. Это были местные крестьяне, которые решили, что в хижине у святого есть деньги. Святой не оказал им ни малейшего сопротивления, а они избили его до полусмерти, после чего старец на всю жизнь остался хромым. После избиения он долгое время болел, однако был исцелен Пресвятой Богородицей. После этого преподобный Серафим строго-настрого запретил разыскивать и наказывать преступников. Вскоре они сами принесли покаяние в своем злодействе.
***
Преподобный Серафим сподобился такой праведности, что ему подчинялись лесные звери. Святого часто сопровождал медведь, который, по свидетельству монахинь Дивеевской обители, слушался его «как будто разумный».
|